Харина Татьяна Федоровна - директор МОУ ДОД ЦТЮ «Полет» Харламова Алена Викторовна - заместитель директора по УВР Организация внеурочной деятельности в условиях Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все школы Большесосновского муниципального района внедряют ФГОС НОО. Отличительной особенностью которого является организация внеурочной деятельности младших школьников. Главной целью педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. На достижение цели направлено также решение следующих задач: создание условий для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся через участие детей:
Одним из основных средств перехода общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения является осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования. Для организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО школ Большесосновского муниципального района МОУ ДОД ЦТЮ «Полет» были проведены следующие мероприятия: - в мае - сентябре 2011года, методом опроса и собеседования, выявлены интересы и потребности детей, родителей, педагогов, администрации школ, а также возможности учреждений общего и дополнительного образования; - при тарификации на 2011-2012 учебный год перераспределены ставки педагогов дополнительного образования: из 150 ставок - 3 ставки (54 часа из 270) направлены на реализацию ФГОС в первых классах школ Большесосновского муниципального района; - для реализации часов внеурочной деятельности определены 6 базовых школ: четыре средних - Большесосновская СОШ, Полозовская СОШ, Кленовская СОШ, Тойкинская СОШ и две основных - Баклушинская ООШ, Нижнелыпская ООШ, где с 12 сентября заработали детские объединения; - 20 педагогов дополнительного образования из 48 (41%) стали осуществлять внеурочную деятельность - проводить занятия по программам дополнительного образования детей, из них 7 педагогов приняты впервые (5 педагогов из Большесосновской СОШ и 2 педагога из «Нижнелыпской ООШ); - реализуются 19 программ дополнительного образования по четырем направлениям деятельности Центра: художественно-эстетическому, естественнонаучному, культурологическому и социально-педагогическому. Педагоги дополнительного образования разработали и внесли отдельные блоки в свои образовательные программы для занятий с первоклассниками; - определено время проведения и количество занятий - вторая половина дня, в основном с 3-х часов и по 1 - 2 часам в неделю на каждое детское объединение. На базе Полозовской средней школы реализуется программа кружка «Сундучок» культурологического направления. Педагогом Барановой Светланой Аркадьевной продумана система мероприятий, направленных на воспитание и социализацию воспитанников, формирование у них интереса и привязанности к родному краю, чувство патриотизма, исторического сознания, социальной активности и творческого начала. Источником нравственного, эстетического и художественного развития детей на занятиях является народная культура с обрядами, фольклорными праздниками. В Тойкинской средней школе - по художественно-эстетическому направлению реализуется программа детского объединения по декоративно-прикладному творчеству «Юные рукодельники» педагогом Лисковой Ираидой Борисовной. Педагог считает, что декоративно-прикладное творчество вносит большую лепту в духовное развитие ребенка через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Обучаясь вязать, вышивать, мастерить - дети выражают в этих нехитрых увлечениях свои мысли и чувства. В Кленовской средней школе реализуются 2 программы культурологического и художественно-эстетического направлений. На ИЗО - студии «Карандаш» - педагог Турова Светлана Николаевна пробуждает, развивает и укрепляет интерес и любовь к изобразительному искусству, декоративно - прикладному творчеству, а также творческое воображение, наблюдательность и художественный вкус. На занятиях кружка «Юный краевед» педагог Ускова Людмила Матвеевна проводит с детьми экскурсионную, поисково - исследовательскую, оформительскую работу в музее, учит бережному отношению к наследию родного края, к своим родословным. На базе Баклушинской основной школы работают 2 педагога дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению: кружок «Умелые руки» педагог Бушуева Лариса Николаевна, развивает интерес и любовь к декоративно - прикладному творчеству, родному краю, творческое воображение, фантазию,наблюдательность и художественный вкус. Обучающиеся учатся заготавливать, обрабатывать и использовать экологически чистый материал: соломку, бересту, сухоцветы, семена, пух растений, бросовый материал. Театр-студия «Арлекин», - это такое место, где ребята учатся легко и свободно общаться, раскрывают и развивают свои способности, преодолевая собственную робость и замкнутость, под руководством педагога Мокиной Галины Геннадьевны развивают память, творческое воображение, активность. На базе Нижнелыпской основной школы по 2 направлениям: художественно-эстетическому и культурологическому работают 2 педагога. Чунарева Галина Валентиновна реализует программы кружка «Оригами» и ИЗО-студию «Искусство и графика». На занятиях ребята увлеченно работают с различными материалами, осваивают новые информационные и художественные технологии. Через знакомство с произведениями и изделиями декоративно - прикладного и народного творчества, педагог развивает эстетический вкус, творческие способности, фантазию, обучает приемам традиционной художественной обработке материалов, раскрывает взаимосвязь искусства с традициями, жизнью наших прадедов, дает необходимые технические и трудовые навыки. Через экскурсии и сбор природного материала для будущих работ, учит любить, понимать, ценить красоту и совершенство окружающего мира, природы, родного села. Балдыкова Таисья Ивановна работает по программе краеведческого клуба «КЛИО». Цель клуба - гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание на богатейшем наследии прошлого, традициях средствами музейной педагогики и краеведческой деятельности. На базе МОУ «Большесосновская СОШ» от ЦТЮ «Полет» работают 11 педагогов по 4 направлениям деятельности Центра. Реализуются образовательные программы: - художественно-эстетического направления - Детское объединение по ДПИ «Чудесная мастерская» - педагог Вдовина Наталья Васильевна; В основе декоративно - прикладного творчества лежит ручной кропотливый труд мастера, считает педагог. На занятиях терпеливо и с большой любовью учит она воспитанников творить и создавать красоту своими руками. Новые технологии работы с бумагой, природными материалами: береста, тополиный пух, сухоцветы; бисероплетение - разделы программы, которые осваивают дети на занятиях. - На занятиях театра-студии «Фортуна» - педагог Харина Татьяна Федоровна, ребята изучают основы актерского мастерства, сценической речи, занимаются сценографией (художественное оформление); увлеченно играют в театральные игры-миниатюры; узнают историю театра. Игровое творчество, язык мимики и жестов, перевоплощение, вживание в образ, этюды, прогонные репетиции приобщает детей к миру прекрасного, к искусству театра. В хореографическом коллективе «Виринея» - педагог Павлычева Лариса Николаевна дает возможность выразить индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, характер, способствует гармоническому развитию личности через выразительную музыкально-танцевальную и ритмическую деятельностью, постановку танцевальных композиций: классических и современных, народных и историко-бытовых танцев. - культурологическое направление - на краеведческом кружке «Маленький Пермяк» педагоги дополнительного образования: Шагарина Светлана Анатольевна, Бурдина Наталья Александровна, Васева Татьяна Викторовна, Манина Любовь Терентьевна воспитывают у ребят патриотические и нравственные качества личности: любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему, через знакомство с культурой народностей Прикамья, флорой и фауной, экскурсиями, встречами с интересными людьми. детское объединение по психологии «Тропинка к своему Я» - педагог Паклина Вера Петровна. Одной из главных задач педагог видит в формировании интереса к обучению, воспитание нравственных качеств: милосердия, эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения к окружающим, ответственности за коллективное дело. естественно-научное направление детское объединение «Эрудит» - педагоги Шагарина С.А., Манина Л.Т., Бурдина Н.А., Васева Т.В.. В образовательной программе объединения поставлены задачи: привлечение к интеллектуальной деятельности; развитие логического и творческого мышления, коммуникативных способностей, лидерских качеств; познавательной активности, умения постоянно работать с энциклопедической, справочной литературой. клуб по интересам «Зачем? Откуда? Почему?», педагог Бахарева Ирина Петровна, дает возможность «почемучкам» попробовать свои силы в проектно- исследовательской деятельности, удовлетворить любознательность, научится наблюдать, сравнивать, находить решения, делать выводы, устанавливать закономерности. литературный клуб «Весточка», педагог Мокина Елена Яковлевна, учит ребят основам журналистики, искусству диалога через встречи, экскурсии в организации, предприятия райцентра, беседы с интересными людьми, оформительскую работу, сотрудничество с газетой «Светлый путь». В детском объединении «Волшебный английский» педагог Сальникова Екатерина Георгиевна, развивает способность детей к обучению на иностранном языке через ролевые игры и игровые ситуации. Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то здесь и начинают перед образовательными учреждениями возникать проблемы. Плюсы. ü Предоставлена материальная база (кабинет, оборудование). ü Обещана оргтехника (компьютер, проектор, экран, интерактивная доска). ü Группы укомплектованы, педагогу нет необходимости дополнять группы. ü Администрацией школ составлено расписание. ü Осуществляется тесная связь с классными руководителями, родителями, администрацией школ. ü Гарантировано выполнение образовательной программы. Минусы. ü Группы (Большесосновская СОШ) перезагружены, переукомплектованы - посещают занятия одновременно по 16 - 18 человек. Отсюда возникают вопросы о выполнение образовательной программы и качестве образования. ü Не соблюдаются нормы СанПиНа. Дети перезагружены, устают, после 3 - х часов информацию воспринимают с трудом, самый любимый - спортивный час. Возмущаются родители - дети стали чаще болеть. ü В МОУ «Большесосновская СОШ» с каждым классом (группой) работают по 7-8 педагогов (в неделю) - дети теряются « а какой кружок сейчас?». ü Затруднен учет детей. В МОУ «Большесосновская СОШ» по персонифицированному учету занимаются 86 первоклассников, а по спискам педагогов 402 человека. С нового финансового года возникнут проблемы финансового обеспечения. В образовательных учреждениях нет свободных помещений для организации внеурочной деятельности, занятия проводятся в тех же классах (нет игровых комнат). ü В ЦТЮ пришлось часть часов перераспределить на 1- е классы (начальное звено) ущемляя тем самым среднее и старшее звено. В образовательных учреждениях нет отдельных ставок педагогов дополнительного образования. Но, несмотря на все проблемы по реализации внеурочной деятельности, педагоги успешно занимаются разработкой и внедрением механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников Большесосновского муниципального района в условиях внеурочной деятельности. Умению творить, стимулировать активность, преодолевать трудности, ставить перед собой задачи и решать их, а также общению - ребенок учиться именно во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании. Конспект занятия Цель занятия. Знакомство с народным деревянным зодчеством Прикамья, которое наиболее полно хранит и передает национальные традиции, выработанные народом формы отношения к миру. . План занятия: I. Организационный момент II. Сообщение учителя: Страничка истории деревянного зодчества Прикамья, . · Вид на Хохловский залив Камы. . · Панорама территории музея. . · Вид центральной части территории музея. . · Шатровая колокольня (1781г.) и Богородицкая церковь (1694г.). · Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района (1694) · На переднем плане — церковь Преображения из села Янидор Чердынского района (1702). . · Церковь Преображения из села Янидор Чердынского района (1702). · Шатровая колокольня из села Сыра Суксунского района (1781). · Рассолоподъемная башня Усть-Боровского солеваренного завода г. Соликамска 1880-е гг. . · Сельское пожарное депо из деревни Скобелевка Пермского района (1920 гг.) . IV. Практическая работа. .
Конспект занятия «Народная праздничная одежда» Цели: · Потайнушки, фигуры · Пояски, веревочки. • Шашецки. · Клубоцки, частушка. · Грабельцы. · Семенница, простушка. • Зубцики.
* Знаки плодородия, изобилия, удачи. * Знак засеянного поля * Знаки дождя * Знак земли. * Знак воды. * Знак земли с запасами воды. * знаки солнца * Антропоморфные фигурки в вышивках одежды и белья. * Птицы у Древа жизни. 3. Практическая работа: а) показ изготовления рубах на куклу-шаблон, б) украшение рубахи «вышивкой» /рисунок/. 4. Итог занятия. а) просмотр работ,б) описание и рассказ автора, в) домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображениями людей в народных костюмах. На II и III занятиях работа над эскизами сарафана и головного убора, украшение вышивкой, плетением из бисера.
|
|