Харина Татьяна Федоровна - директор МОУ ДОД ЦТЮ «Полет»

  Харламова Алена Викторовна - заместитель директора по УВР

 Организация внеурочной деятельности в условиях
перехода на ФГОС НОО школ большесосновского  муниципального района.

      Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все школы Большесосновского  муниципального района внедряют ФГОС НОО. Отличительной особенностью которого является организация  внеурочной дея­тельности младших школьников.

Главной целью педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. На достижение цели направлено также решение следующих задач: создание  условий для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся через участие детей:

  • в деятельности различных творческих и профильных детских объединениях дополнительного образования на базе как ОУ, так и на базе учреждения дополнительного образования;
  • в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации учебных и социально-культурных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях);
  • в образовательных и воспитательных мероприятиях, организуемых на базе ОУ и учреждении дополнительного образования (олимпиадах, марафонах знаний, фестивалях искусств, праздниках, интеллектуальных и предметных играх, конкурсах, выставках).
  • Через осуществление информационного, организационного,  профилактического и психологического сопровождения.  

     Одним из основных средств перехода общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения является осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования. Для организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО школ Большесосновского муниципального района МОУ ДОД ЦТЮ «Полет» были проведены следующие мероприятия:

-   в мае - сентябре 2011года, методом опроса и собеседования, выявлены интересы и потребности детей, родителей, педагогов, администрации школ, а также возможности учреждений общего и дополнительного образования;

-  при тарификации на 2011-2012 учебный год перераспределены  ставки педагогов дополнительного образования: из 150 ставок - 3 ставки (54 часа из 270) направлены на реализацию ФГОС в первых классах школ Большесосновского муниципального района;

 - для реализации часов внеурочной деятельности определены 6 базовых школ: четыре средних - Большесосновская СОШ, Полозовская СОШ, Кленовская СОШ, Тойкинская СОШ и две основных - Баклушинская ООШ,  Нижнелыпская ООШ,  где с 12 сентября заработали детские объединения;

- 20 педагогов дополнительного образования из 48 (41%) стали осуществлять внеурочную деятельность - проводить занятия  по  программам дополнительного образования детей, из них 7 педагогов приняты впервые (5 педагогов из Большесосновской СОШ  и 2 педагога из «Нижнелыпской ООШ);

- реализуются 19 программ дополнительного образования по четырем направлениям деятельности Центра: художественно-эстетическому, естественнонаучному, культурологическому и социально-педагогическому. Педагоги дополнительного образования  разработали и внесли отдельные блоки в свои образовательные программы для занятий с первоклассниками;

-  определено время проведения и количество занятий - вторая половина дня, в основном с 3-х часов и по 1 - 2 часам в неделю на каждое детское объединение.

На базе Полозовской средней школы реализуется программа кружка «Сундучок» культурологического направления. Педагогом Барановой Светланой Аркадьевной продумана система мероприятий, направленных на воспитание и социализацию воспитанников, формирование у них интереса и привязанности к родному краю, чувство патриотизма, исторического сознания, социальной активности и творческого начала. Источником нравственного, эстетического и художественного развития детей на занятиях является народная культура с обрядами, фольклорными праздниками.

В Тойкинской средней школе - по художественно-эстетическому направлению реализуется программа детского объединения по декоративно-прикладному творчеству «Юные рукодельники» педагогом Лисковой Ираидой Борисовной. Педагог считает, что декоративно-прикладное творчество вносит большую лепту в духовное развитие ребенка через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Обучаясь вязать, вышивать, мастерить - дети выражают в этих нехитрых увлечениях свои мысли и чувства.

В Кленовской средней школе реализуются 2 программы культурологического и художественно-эстетического направлений. На ИЗО - студии «Карандаш» - педагог Турова Светлана Николаевна пробуждает, развивает и укрепляет интерес и любовь к изобразительному искусству, декоративно - прикладному творчеству, а также творческое воображение, наблюдательность и художественный вкус. На занятиях кружка «Юный краевед» педагог Ускова Людмила Матвеевна проводит с детьми экскурсионную, поисково - исследовательскую, оформительскую работу в музее, учит бережному отношению к наследию родного края, к своим родословным.

На базе Баклушинской основной школы работают 2 педагога дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению: кружок «Умелые руки» педагог Бушуева Лариса Николаевна, развивает интерес и любовь к декоративно - прикладному творчеству, родному краю, творческое воображение, фантазию,наблюдательность и художественный вкус. Обучающиеся учатся заготавливать, обрабатывать и использовать экологически чистый материал: соломку, бересту, сухоцветы, семена, пух растений, бросовый материал. Театр-студия «Арлекин», - это такое место, где ребята учатся легко и свободно общаться, раскрывают и развивают свои способности, преодолевая собственную робость и замкнутость, под руководством педагога Мокиной Галины Геннадьевны развивают память, творческое воображение, активность.

На базе Нижнелыпской основной школы по 2 направлениям: художественно-эстетическому и культурологическому работают 2 педагога. Чунарева Галина Валентиновна  реализует программы кружка «Оригами» и  ИЗО-студию «Искусство и графика». На занятиях ребята увлеченно работают с различными материалами, осваивают новые информационные и художественные технологии. Через знакомство с произведениями и изделиями декоративно - прикладного и народного творчества, педагог развивает эстетический вкус, творческие способности, фантазию, обучает приемам традиционной художественной обработке материалов, раскрывает взаимосвязь искусства с традициями, жизнью наших прадедов, дает необходимые технические и трудовые навыки. Через экскурсии и сбор природного материала для будущих работ, учит любить, понимать, ценить красоту и совершенство окружающего мира, природы, родного села. Балдыкова Таисья Ивановна работает по программе краеведческого клуба «КЛИО». Цель клуба - гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание на богатейшем наследии прошлого, традициях средствами музейной педагогики и краеведческой деятельности.

На базе МОУ «Большесосновская СОШ» от ЦТЮ «Полет» работают 11 педагогов по 4 направлениям деятельности Центра. Реализуются образовательные программы:

- художественно-эстетического направления

- Детское объединение по ДПИ «Чудесная мастерская»  - педагог Вдовина Наталья Васильевна; В основе декоративно - прикладного творчества лежит ручной кропотливый труд мастера, считает педагог. На занятиях терпеливо и с большой любовью учит она  воспитанников творить и  создавать красоту своими руками. Новые технологии работы с бумагой, природными материалами: береста, тополиный пух, сухоцветы; бисероплетение - разделы программы, которые осваивают дети на занятиях.

     - На занятиях театра-студии «Фортуна» - педагог Харина Татьяна Федоровна, ребята изучают основы актерского мастерства, сценической речи, занимаются сценографией (художественное оформление); увлеченно играют в театральные игры-миниатюры; узнают историю театра. Игровое творчество, язык мимики и жестов, перевоплощение, вживание в образ, этюды, прогонные репетиции приобщает детей к миру прекрасного, к искусству театра.

 В хореографическом коллективе «Виринея» - педагог Павлычева Лариса Николаевна дает возможность выразить индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, характер, способствует гармоническому развитию личности через выразительную музыкально-танцевальную и ритмическую  деятельностью, постановку танцевальных композиций: классических и современных, народных и историко-бытовых танцев.

- культурологическое направление

- на краеведческом кружке «Маленький Пермяк» педагоги дополнительного образования: Шагарина Светлана Анатольевна, Бурдина Наталья Александровна, Васева Татьяна Викторовна, Манина Любовь Терентьевна воспитывают у ребят     патриотические и нравственные качества личности: любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему, через знакомство с культурой народностей Прикамья, флорой и фауной, экскурсиями, встречами с интересными людьми.                                 
           социально-педагогическое направление

детское объединение по психологии «Тропинка к своему Я»  - педагог Паклина Вера Петровна. Одной из главных задач педагог видит в формировании интереса к  обучению, воспитание нравственных качеств: милосердия, эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения к окружающим, ответственности за коллективное дело.

естественно-научное направление

детское объединение «Эрудит» - педагоги Шагарина С.А., Манина Л.Т., Бурдина Н.А., Васева Т.В.. В образовательной программе объединения поставлены задачи: привлечение к интеллектуальной деятельности; развитие логического и творческого мышления, коммуникативных способностей, лидерских качеств; познавательной активности, умения постоянно работать с энциклопедической, справочной литературой.

    клуб по интересам «Зачем? Откуда? Почему?», педагог Бахарева Ирина Петровна,  дает возможность «почемучкам» попробовать свои силы в проектно- исследовательской деятельности, удовлетворить любознательность, научится наблюдать, сравнивать, находить решения, делать выводы, устанавливать закономерности.

    литературный клуб «Весточка»,  педагог Мокина Елена Яковлевна, учит ребят основам журналистики, искусству диалога через встречи, экскурсии в организации, предприятия райцентра, беседы с интересными людьми, оформительскую работу, сотрудничество с газетой «Светлый путь».

   В детском объединении «Волшебный английский» педагог Сальникова Екатерина Георгиевна, развивает способность детей к обучению на иностранном языке через ролевые игры и игровые ситуации.

    Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то здесь и начинают перед образовательными учреждениями возникать проблемы.

   Плюсы.

ü Предоставлена материальная база (кабинет, оборудование).

ü Обещана оргтехника (компьютер, проектор, экран, интерактивная доска).

ü Группы укомплектованы, педагогу нет необходимости дополнять группы.

ü Администрацией школ составлено расписание.

ü Осуществляется тесная связь с классными руководителями, родителями, администрацией школ.

ü Гарантировано выполнение образовательной программы.

Минусы.

ü Группы (Большесосновская СОШ) перезагружены, переукомплектованы -  посещают занятия одновременно по 16 - 18 человек. Отсюда возникают вопросы о выполнение образовательной программы и качестве образования.

ü Не соблюдаются нормы СанПиНа. Дети  перезагружены, устают, после 3 - х часов информацию воспринимают с трудом, самый любимый - спортивный час. Возмущаются родители - дети стали чаще болеть.

ü  В МОУ «Большесосновская СОШ» с каждым классом (группой) работают по 7-8 педагогов (в неделю)  - дети теряются « а какой кружок сейчас?».

ü  Затруднен учет детей. В МОУ «Большесосновская СОШ» по персонифицированному учету занимаются 86 первоклассников, а по спискам педагогов 402 человека. С нового финансового года возникнут проблемы финансового обеспечения.

В образовательных учреждениях нет свободных помещений для организации внеурочной деятельности, занятия проводятся в тех же классах (нет игровых комнат).

ü  В ЦТЮ пришлось часть часов перераспределить на 1- е классы (начальное звено) ущемляя тем самым среднее и старшее звено. В образовательных учреждениях нет отдельных ставок педагогов дополнительного образования.

     Но, несмотря на все проблемы по реализации внеурочной деятельности, педагоги успешно занимаются разработкой и внедрением  механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников Большесосновского  муниципального района в условиях внеурочной деятельности.

     Умению творить, стимулировать активность, преодолевать трудности, ставить перед собой задачи и решать их, а также общению - ребенок учиться именно во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании.

Конспект занятия
«Деревянное зодчество Прикамья»

     Цель занятия. Знакомство с народным деревянным зодчеством Прикамья, которое наиболее полно хранит и передает национальные традиции, выработанные народом формы отношения к миру.                              .
     План:
1. Оргмомент.                              .
2. Страничка истории деревянного зодчества.                .
З. Музей деревянного зодчества Прикамья             .       
а) история создания филиала Пермского областного краеведческого музея — архитектурно-этнографического музея «Хохловка»,                                               .
б) демонстрация открыток музея «Хохловка» с кратким комментарием.
4. Практическая работа: аппликация по мотивам деревянного зодчества Прикамья.                            .                                               
5. Итог занятия.                                .
Оборудование.                                                                  .
На доске плакат «Архитектурно-этнографический музей «Хохловка».
Клей, картон гофрированный, ножницы для практической работы.

План занятия:

I. Организационный момент 

II. Сообщение учителя: Страничка истории деревянного зодчества Прикамья,                                                                .
    Испокон веков жизнь русского человека была связана с лесом. Лес его кормил, одевал, согревал в лютые морозы. А ещё он являлся основным строительным материалом.                     .
   Из него рубили избы, делали для ребёнка колыбель и игрушки, для женщины прялку и веретено, для праздничного стола — ковши и солоницу, для езды — сани и дуги.                         .
   И всё прочно, удобно, красиво — из сосны и ели, лиственницы и берёзы, дуба и клёна.                              .
   Дерево на Руси долгое время оставалось любимым строительным материалом. В языческие времена славянские племена строили из дерева островерхие храмы, сторожевые башни городищ, просторные жилища. Первые православные храмы были тоже преимущественно деревянными. Например, летопись рассказывает о тридцатикупольном софийском соборе в Новгороде, сооруженном в Х веке. А в ХУII веке в Коломенском, под Москвой, для царя Алексея Михайловича, построили грандиозные деревянные хоромы, которые называли «восьмым чудом света».
деревянное зодчество выражало народное мировоззрение, в нём воплощались идеалы силы и красоты.                  .
   Архитектурная форма деревянных сооружений неотъемлема от пространства, она — живая часть его. «Как лира и красота подскажут...» -- такой принцип использовали мастера, которые как бы учились у природы и возводили на своей земле «великие и чудные» строения.                              .
III. Музей деревянного зодчества в Прикамье.                  .
а) И сегодня на занятии мы познакомимся с филиалом Пермского областного музея — Архитектурно-этнографическим музеем деревянного зодчества в Хохловке.                              .
Официальное открытие этого музея состоялось 17 октября 1980 года. Однако история создания этого филиала краеведческого музея насчитывает уже более 30 лет. В апреле 1969г. Пермский областной исполком принял решение о создании музея на живописном берегу Камского водохранилища, возле села Хохловка, в 45 км от г. Перми. В марте 1971 г. Министерство культуры СССР утвердило эскизный проект генерального плана музея. По этому проекту Пермским специальным научно-реставрационным производственным управлением перевозятся и реставрируются памятники деревянной крестьянской архитектуры Прикамья конца ХVII -- начала ХХ веков. Обследованием края, сбором этнографического материала занимаются историки — научные сотрудники филиала «Хохловка» и областного краеведческого музея. Все работы по созданию этого музея финансируются Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.                                 .
Научными сотрудниками музея «Хохловка» построены интерьеры и выставки, рассказывающие о хозяйственных занятиях, быте, культуре народов, издавна проживаюoих в нашем крае. Площадь музея 42 га. До сорока тысяч человек в сезон принимает музей. Экскурсии, праздники, выступления фольклорных коллективов помогают ожить деревянным постройкам.         .
б) Демонстрация открыток с кратким комментарием.                    .

· Вид на Хохловский залив Камы.                .

· Панорама территории музея.                            .

· Вид центральной части территории музея.                .

· Шатровая колокольня (1781г.) и Богородицкая церковь (1694г.).

· Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района

(1694)

· На переднем плане — церковь Преображения из села Янидор Чердынского района (1702).                                             .

· Церковь Преображения из села Янидор Чердынского района

(1702).                                                                                                                          

· Шатровая колокольня из села Сыра Суксунского района

(1781).

· Рассолоподъемная башня Усть-Боровского солеваренного завода г. Соликамска 1880-е гг.                                                 .

· Сельское пожарное депо из деревни Скобелевка Пермского района (1920 гг.)                                                      .

IV. Практическая работа.                      .
а) Выбор модели.                        .
б) Конструирование деталей модели.                        .
в) Аппликация.                            .
VИтог занятия.

 

Конспект занятия

«Народная праздничная одежда»

 Цели:
1. Вырабатывать у детей способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения народной одежды.
2. Формировать художественные знания, умения и навыки через:                                                                                                                        * значение древних корней народного искусства;    .                                                     * связь времен;                              .                                                            * особенности народного костюма своей области.      .
План занятия:            .
1. Оргмомент.                               
.                                                   
2. Объяснение темы занятия:                       
.
а) Вступительное слово педагога:                      .
Не только в жилище, в предметах быта, но и в одежде, особенно праздничной, люди издавна стремились выразить свои представления об устройстве мира, о мировоззрении, рассматривая себя, как неотъемлемую часть мироздания.
У многих народов старинная праздничная одежда имеет как бы трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые словно связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов иногда сплошь затканные бисером, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли (условные обозначения и изображения растений, цветов, веток). Подол рубахи или юбки украшался часто орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.
б) Показ-демонстрация примеров праздничной одежды.   .                  * куклы в праздничных костюмах,                  .                                                       * праздничные народные костюмы разных областей нашей страны в иллюстрациях.                                 .
в) Украшение рубах вышивкой. Показ и рассматривание рисунков:

· Потайнушки, фигуры

· Пояски, веревочки.

• Шашецки.

· Клубоцки, частушка.

· Грабельцы.

· Семенница, простушка.

• Зубцики.

 

* Знаки плодородия, изобилия, удачи.

*  Знак засеянного поля

*  Знаки дождя

* Знак земли.

*  Знак воды.

*  Знак земли с запасами воды.

*  знаки солнца

* Антропоморфные фигурки в вышивках одежды и белья.

*  Птицы у Древа жизни.

3. Практическая работа:

а) показ изготовления рубах на куклу-шаблон,

б) украшение рубахи «вышивкой»         /рисунок/.

4.  Итог занятия.

а) просмотр работ,б)  описание и рассказ автора, в)  домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображениями людей в народных костюмах.

На II и III занятиях работа над эскизами сарафана и головного убора, украшение вышивкой, плетением из бисера.

 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

МБОУ ДОД ЦТЮ "Полёт"

Адрес: 617080 Пермский край с. Большая Соснова ул. Ворошилова, д.5
Телефон: (34-257)2-73-32;
 

ЭТО  ПОЛЕЗНО  ЗНАТЬ

Министерство образования и науки РФ -

http://минобрнауки.рф/

Федеральный портал "Российское орбразование" -

http://edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -

http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов -

http://school-collection.edu.ru/

"Единое окно доступа к образовательным ресурсам" -

http://window.edu.ru

 Учредитель Центра - Управление образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края

617080, Пермский край, с. Большая Соснова, ул. Ворошилова, д. 5

График работы: пн.-пт. с 9.00 до 17.00

Телефон: (34-257) 2-74-77; (34-257) 2-73-93

E-mail: secretarruo@bk.ru

сайт -  http://upravbs.okis.ru/
Директор Центра:

График работы: пн-пт. с 9.00 до 17.00

тел.: 8 (34-257) 2-73-32
 
Фотогалерея

Остальные фотографии на Я.Фотках
Создать бесплатный сайт с uCoz